Ли В.Н. "Сказание о Чхунхян" в духовной жизни корейцев.
В средневековой корейской литературе значительное место занимают повести, формирование и расцвет которых относится к XVI—XVIII вв. Среди них есть немало анонимных произведений, созданных по фольклорным мотивам. В их число входят, например, такие произведения, как "Сказание о Чхунхян", "Сказание о Симчхон" и "Сказание о Хынбу". Высокие художественные и идейные достоинства повестей позволяют отнести их к лучшим образцам корейской классической повествовательной литературы. И в наши дни эти произведения пользуются большой популярностью не только в Корее, но и за ее пределами, и прежде всего в странах Дальнего Востока. К шедеврам корейской национальной литературы относится поэтическое "Сказание о Чхунхян". Интерес к сюжету о Чхунхян [история любви дочери кисэн (певицы и танцовщицы) и юноши знатного рода], воплощавшемуся в легендах и песнях и бытовавшему в народе еще задолго до появления первого лите¬ратурного варианта, был весьма велик. Легенды, подобные этой, передавались из поколения в поколение рассказчиками, которыми Корея славилась издревле. Долгими зимними вечерами люди собирались в доме чтеца и до глубокой ночи слушали предания о необычайных приключениях, рассказы о добрых и мужественных, о злых и коварных людях. В далекие времена, когда население было сплошь неграмотным, это было единственной формой приобщения простых людей к достижениям национальной культуры и литературы. Традиция "сбора" у очага рассказчика существовала и в XX в. Автор этих строк в раннем возрасте сам был среди слушателей сказителя, в роли которого выступал его родственник Ни-Шан-дюн (1893—1961), обладавший незаурядной памятью и знавший многие предания и сюжеты из корейских классических повестей, когда-то услышанных им от других рассказчиков. В его репертуаре повествования на первом месте стояло "Сказание о Чхунхян", и нередко по просьбе слушателей он в один вечер (в одну ночь) пересказывал его.